Arms
 
развернуть
 
694420, г. Александровск-Сахалинский, ул. Советская, д. 7 А
Тел.: (42434) 4-49-36
alexandrovsk@sud-sakh.ru
схема проезда
694420, г. Александровск-Сахалинский, ул. Советская, д. 7 АТел.: (42434) 4-49-36alexandrovsk@sud-sakh.ru
О СУДЕ
История, принципы и признаки судебной системы

Исторические типы организации судебной системы

 

Каждое государство определяет самостоятельно, какие суды и в каком порядке будут осуществлять судебную власть. С этим связано разнообразие существующих национальных судебных систем. Еще в XIX веке различали два типа организации судебной системы: французский и английский. Во Франции все судебные установления образуют единое целое, состоящее из нескольких последовательных инстанций или степеней с подчинением низших высшим. Там признается лишь одна юстиция и едина государственная система судебных установлений. К французской организации судебной системы примыкают бельгийская, итальянская, австрийская и германская.

Совершенно по-другому основана английская судебная система. Сложившаяся веками, она не представляет такого гармонического единства и строгого соподчинения отдельных ее частей, напоминая собой, по выражению Франквилла, сшитое из различных лоскутьев платье Арлекина. Вся юстиция Англии объединяется только в лице монарха. Составляя две самостоятельные части: юстицию мировую и юстицию высшую, государственную. Соподчинения между ними в континентальном смысле этого слова не существует.

В России, согласно уставам императора Александра II при построении судебной системы избрали путь средний между английским и французским решениями этого вопроса.

 

Принципы организации

 

При формировании современной судебной системы в Российской Федерации основополагающим принципом стал принцип законности. Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией РФ и федеральным конституционным законом. Это означает, что только суды, прямо названные в ФКЗ от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе», составляют судебную систему Российской Федерации. Никакие другие государственные и негосударственные органы, в наименовании которых есть слово «суд» или «судебный» (третейские суды, судебные приставы и т.п.), не относятся к органам судебной власти. Суды в Российской Федерации являются постоянно действующими, создание чрезвычайных судов не допускается.

Главное предназначение судов – это осуществление правосудия. Не потеряло актуальности утверждение профессора И.Я. Фойницкого о том, что «в ряду обязанностей, на государственной власти лежащих, одно из самых важных мест занимает обязанность доставить правосудие населению. Эта функция призывает к жизни судебную власть как ветвь власти государственной, дополняющей другие ее ветви – власти законодательную и правительственную».

В соответствии c Конституцией РФ (ст.10) органы судебной власти самостоятельны. Следовательно, организационное обособление судов от органов законодательной и исполнительной власти также необходимо при регламентации судоустройства.

Судебная система Российской Федерации организована с учетом федеративного и административно-территориального устройства РФ.

 

Признаки судебной системы

 

Теперь остановимся подробнее на признаках судебной системы РФ. Немаловажным качеством присущим судебной системе является ее единство. Согласно закону единство судебной системы Российской Федерации обеспечивается путем:

·         установления судебной системы Российской Федерации Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом;

·         соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральными законами правил судопроизводства;

·         применения всеми судами Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, а также конституций (уставов) и других законов субъектов Российской Федерации;

·         признания обязательности исполнения на всей территории Российской Федерации судебных постановлений, вступивших в законную силу;

·         законодательного закрепления единства статуса судей;

·         финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.

опубликовано 13.10.2011 07:50 (МСК)