Arms
 
развернуть
 
694420, г. Александровск-Сахалинский, ул. Советская, д. 7 А
Тел.: (42434) 4-49-36
alexandrovsk@sud-sakh.ru
схема проезда
694420, г. Александровск-Сахалинский, ул. Советская, д. 7 АТел.: (42434) 4-49-36alexandrovsk@sud-sakh.ru
ДОКУМЕНТЫ СУДА
Решение по иску о предоставлении жилого помещения

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

 8 февраля 2010                                                                                              г. Александровск-Сахалинский

 

Александровск-Сахалинский городской суд Сахалинской области в составе:

Председательствующего: судьи Минькиной И.В.

При секретаре:                             Радиной О.А.

 

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску С. к Комитету по управлению муниципальной собственностью городского округа «Александровск-Сахалинский район», Департаменту образования Сахалинской области и Управлению образования, культуры и спорта городского округа Александровск-Сахалинский район о предоставлении жилого помещения,

 

УСТАНОВИЛ:

 

Истец С. обратился в суд с исковым заявлением к Комитету по управлению муниципальной собственностью городского округа «Александровск-Сахалинский район», Департаменту образования Сахалинской области и Управлению образования, культуры и спорта городского округа Александровск-Сахалинский район о предоставлении жилого помещения, указав, что он относится к числу детей оставшихся без попечения родителей. Его мать – С., 25.01.1995 г. лишена родительских прав, отец в его свидетельстве о рождении записан со слов матери. За ним было закреплено жилое помещение по адресу: г. Александровск-Сахалинский, ул. Почтовая, д. ***, кв. ***. В настоящее время дом по этому адресу признан непригодным для проживания, и в связи с этим он был поставлен на льготную очередь для получения жилого помещения. В 2007 году он закончил обучение в ПУ № 13 г. Александровск-Сахалинский. После окончания этого общеобразовательного учреждения, проживать ему негде, он вынужден снимать жилье, хотя ему  в соответствии с ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей» должны предоставить жилое помещение взамен разрушенного. Просит суд обязать Комитет по управлению муниципальной собственностью ГО «Александровск-Сахалинский район» обеспечить его жилым помещением или  выделить из средств областного бюджета  Сахалинской области средства на  приобретение жилья.

В судебном заседании истец С. поддержал заявленные требования, в обоснование приведя доводы, изложенные в исковом заявлении.

Представитель ответчика - Комитета по управлению муниципальной собственностью ГО «Александровск-Сахалинский район» Пантюхина К.В. в судебном заседании исковые требования С. не признала, пояснила, что согласно Порядка обеспечения жилыми помещениями по договору социального найма детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей не имеющих жилого помещения (принятого решением Собрания ГО «Александровск-Сахалинский район»), органы опеки и попечительства ежегодно формируют список детей-сирот, достигших совершеннолетия. Для получения жилого помещения дети-сироты, достигшие 18 лет, предоставляют документы, предусмотренные п.3 Порядка, затем данные документы органом опеки и попечительства направляются в администрацию ГО для принятия решения. После этого администрация издает постановление, а КУМС заключает договор социального найма. На основании изложенного, органы опеки и попечительства обязаны направить в адрес КУМС постановление о предоставлении жилого помещения. Органами опеки данный порядок не соблюден.

Министерство образования Сахалинской области исковые требования С., не признало, суду представило письменные возражения относительно иска, согласно которым расходными обязательствами субъекта РФ является обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилья. За С. было закреплено жилое помещение. Предоставление же жилья за счет несохраненного, а именно в случае признания этого жилья непригодным для проживания или подлежащим сносу является расходным обязательством муниципального образования.

Представитель ответчика - Управления образование культуры и спорта ГО «Александровск-Сахалинский район» Нестерова Е.А. в судебном заседании пояснила, что считает исковые требования С. подлежащими удовлетворению, указав, с момента лишения в 1995 году матери С. родительских прав, он относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей и за ним было закреплено жилое помещение –квартира расположенная по адресу г. Александровск-Сахалинский улица Почтовая дом *** кв. ***. Данная квартира уже в 1995 году относилась к ветхому жилью и вскоре дом был полностью разрушен. В связи с чем в 2002 году С., как сирота, был поставлен администрацией Александровск-Сахалинского района на учет вне очереди по улучшению жилищных условий. Управление образования обращалось в администрацию городского округа с ходатайством о выделении жилого помещения С. в 2003 году. В настоящее время весь пакет документов для получения жилого помещения С., органом опеки и попечительства подготовлен. Считает, что Комитет по управлению муниципальной собственностью ГО «Александровск-Сахалинский район» обязан предоставить С. жилое помещение за счет средств областного бюджета Сахалинской области на приобретение жилья для детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит исковое заявление С. подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:

В силу ч. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище.

Согласно ч. 2 ст. 57 Жилищного Кодекса РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приёмных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооружённых силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Статьёй 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159 «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей установлены дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение, в соответствии с которой дети-сироты, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закреплённое жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооружённых сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закреплённого жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооружённых Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В статье 1 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определяются категории лиц, имеющих право на дополнительную социальную защиту государства, в том числе со стороны органов опеки и попечительства:

- дети сироты – лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель;

- дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими или умершими и т.д.;

- лица из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей.

В силу ст. 10 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» за защитой своих прав дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а равно их законные представители, опекуны (попечители), органы опеки и попечительства и прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации.

Согласно свидетельства о рождении, выданного отделом ЗАГС Александровск-Сахалинской администрации Сахалинской области, С. родился  1984 года рождении в  г. Александровск-Сахалинском Сахалинской области и его родителями значатся С. и С., актовая запись № 260 от 25 декабря 1984 года.

Из справки, выданной отделом ЗАГС Александровск-Сахалинского район следует, что сведения об отце в свидетельство о рождении С., внесены со слов матери.

Как следует из решения Александровск-Сахалинского городского суда  по делу № 2-44 от 25 января 1995 года Ц. (С.) лишена родительских прав в отношении С., 1984 года рождения.

Постановлением Главы администрации г. Александровск-Сахалинского  № 162 от 21.03.1995 года С. определен в детский дом.

Постановлением Главы администрации г. Александровск-Сахалинский № 190 от 29.03.1995 года за С. и Ц. закреплено жилое помещение по адресу г. Александровск-Сахалинский ул. Почтовая, дом *** кв. ***.

Согласно справки Управления образования, культуры и спорта ГО «Александровск-Сахалинский район», С. 1984 года рождения, на момент выявления, как оставшийся без попечения родителей, проживал в ветхом жилье по адрес: г. Александровск-Сахалинский улица Почтовая дом *** кв. ***.

В соответствии с Постановлением Главы администрации г. Александровск-Сахалинский № 491 от 25.10.2002 г. С. был поставлен на учёт по улучшению жилищных условий вне очереди, как сирота.

Из письма Управления образования в адрес администрации г. Александровск-Сахалинского исх. 365 от 10.07.2003 г. следует, что Управление образования просит выделить жилое помещение для воспитанника детского дома С., так как закрепленное жилое помещение по ул. Почтовая, *** кв. *** непригодно для проживания.

Из акта обследования и заключения межведомственной комиссии ГО «Александровск-Сахалинский район» следует, что дом № *** по ул. Почтовая в г. Александровск-Сахалинском разрушен и непригоден для проживания, в связи с его отсутствием.

Согласно ч. 2 ст. 15 ЖК РФ, жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (далее - требования).

Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее Закон) предусматривает обязанность обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм после окончания их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, органами исполнительной власти по месту жительства (абзац второй пункта 1 статьи 8 Закона).

Гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством (статья 4 Закона) и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

Из статьи 132 Конституции Российской Федерации, следует, что наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями может осуществляться только законодателем - федеральным или субъекта Российской Федерации - и только в форме закона с учетом установленного Конституцией Российской Федерации разграничения предметов ведения и полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статьи 71, 72 и 73).

 В соответствии со ст. 4 Закона Сахалинской области от 03.08.2009 № 80-ЗО «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Сахалинской области по опеке и попечительству» государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями по договору социального найма детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленных жилых помещений делегированы муниципальным образованиям.

Постановлением главы администрации ГО «Александровск-Сахалинский район» № 84 от 30.03.2009 г. обязанности по реализации государственных полномочий по приобретению жилых помещений по договору социального найма для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложены на Комитет по управлению муниципальной собственностью ГО «Александровск-Сахалинский район».

Решением Собрания ГО «Александровск-Сахалинский район» от 22 апреля 2009 года № 36 утвержден Порядок обеспечения жилыми помещениями по договору социального найма детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей, не имеющих жилых помещений.

Согласно вышеуказанного порядка, жилые помещения для детей сирот приобретаются исключительно за счет средств бюджета Сахалинской области, передаваемых городскому округу на осуществление государственных полномочий в виде субвенции. Жилые помещения предоставляются детям сиротам и детям оставшимся без попечения родителей, состоящим на учете, в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Документы  для получения жилья детям оставшимся без попечения родителей, направляются органом опеки и попечительства в администрацию городского округа «Александровск-Сахалинский район» для принятия решения о предоставлении жилого помещения.

Таким образом, судом установлено, что истец С. относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей и на него распространяются гарантии установленные Федеральным законом от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». С. не имеет закрепленного жилого помещения и с 25.10.2002 года состоит на учете, в качестве нуждающегося в жилом помещении. В 2007 году С. закончил обучение в образовательном учреждении – ГОУ НПО «Профессиональное училище № 13». В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», С. имеет право на предоставление ему по договору социального найма жилого помещения.

В силу выше указанных норм закона, обязанность по предоставлению С. жилого помещения (квартиры) по договору социального найма, возложена на Комитет по управлению муниципальной собственностью ГО «Александровск-Сахалинский район», который обязан приобрести жилое помещение для С. за счет средств бюджета Сахалинской области, передаваемых городскому округу на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями по договору социального найма детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленных жилых помещений.

 

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198  ГПК РФ, суд

 

РЕШИЛ:

 

Иск  С.  удовлетворить.

Обязать Управление образования, культуры и спорта ГО «Александровск-Сахалинский район» направить в администрацию городского округа «Александровск-Сахалинский район» документы для получения жилого помещения С., указанные в п.3 раздела 2 Порядка обеспечения жилыми помещениями по договору социального найма детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного решением Собрания ГО «Александровск-Сахалинский район» № 36 от 22 апреля 2009 года.

Обязать Комитет по управлению муниципальной собственностью городского округа «Александровск-Сахалинский район» Сахалинской области приобрести С. за счет средств областного бюджета Сахалинской области на приобретение жилья для детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилое благоустроенное  помещение в г. Александровск-Сахалинском Сахалинской области, соответствующее установленным санитарным нормам, техническим требованиям, жилой площадью не ниже установленных социальных норм, по рыночным ценам за 1 квадратный метр жилья, сложившимся в г. Александровск-Сахалинском Сахалинской области и предоставить его С. по договору социального найма жилого помещения.

Взыскать с Комитета по управлению муниципальной собственностью ГО «Александровск-Сахалинский район» и Управления образования, культуры и спорта ГО «Александровск-Сахалинский район» в пользу С. расходы по оплате госпошлины в сумме 50 рублей с каждого.

На решение может быть подана кассационная жалоба или кассационное представление в Сахалинский областной суд через Александровск-Сахалинский городской суд в течение 10 суток со дня вынесения мотивированного решения.

           Судья                                                                                        Минькина И.В.

 

 

 

 

 

 

 

опубликовано 15.04.2010 08:54 (МСК), изменено 04.03.2011 09:27 (МСК)