Arms
 
развернуть
 
694420, г. Александровск-Сахалинский, ул. Советская, д. 7 А
Тел.: (42434) 4-49-36
alexandrovsk@sud-sakh.ru
схема проезда
694420, г. Александровск-Сахалинский, ул. Советская, д. 7 АТел.: (42434) 4-49-36alexandrovsk@sud-sakh.ru
ДОКУМЕНТЫ СУДА
начальник отдела старший судебный пристав был привлечен к административной ответственности

Решением Александровск-Сахалинского городского суда от 14 апреля 2009 года, постановление мирового судьи судебного участка № 1 Александровск-Сахалинскому району Сахалинской области Макеевой Я.Н. от 13.03.09 года по делу об административном правонарушении, согласно которому начальник отдела старший судебный пристав по Александровск-Сахалинскому району УФССП России по Сахалинской области Д. был привлечен к административной ответственности  за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде  административного штрафа в сумме 2000 рублей.

(Ст. 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - Невыполнение законных требований прокурора, следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении).

 

 

Согласно данного постановления  Д. привлечен к административной ответственности за отказ в предоставлении Александровск-Сахалинскому городскому прокурору копий статистических отчетов о деятельности отдела судебных приставов по Александровск-Сахалинскому району за 2007 и 2008 годы, нарушение срока предоставления в прокуратуру материала об административном правонарушении в отношении В. для проверки законности принятого решения, а также за отказ явиться в прокуратуру для дачи объяснений по факту невыполнения им законных требований прокурора.   

Согласно ст. 30.1 ч.1 п.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях – постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1-25.5 настоящего Кодекса, вынесенное судьей – в вышестоящий  суд.

В жалобе Д. просит отменить постановление мирового судьи судебного участка № 1 Александровск-Сахалинскому району Сахалинской области от 13.03.09 года и производство по делу прекратить.

По мнению автора жалобы ст. 17.7 КоАП РФ предусматривает наказание за умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом. Административное правонарушение признается совершенным умышлено, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступлений таких последствий или сознательно их допускало, либо относилось к ним безразлично. Считает, что в соответствии с требованиями ст.ст. 21 и 22 ФЗ «О прокуратуре РФ» прокурор не правомочен требовать предоставления в прокуратуру каких-либо сведений при отсутствии информации о нарушении закона и вызывать для дачи объяснений должностных лиц и граждан при отсутствии законных оснований. Право прокурора на проверку исполнения законов судебными приставами предоставляется лишь в случае поступления в органы прокуратуры информации о конкретных фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурорского реагирования. Пункт 15 приказа Генеральной прокуратуры № 195 от 07.12.2007 года исключает возложение на контролирующие и иные органы, а также организации и их должностных лиц, обязанности по предоставлению в органы прокуратуры не предусмотренных законодательством статистических данных. Кроме того,  статистическая информация о деятельности отдела судебных приставов является служебной и в случае необходимости подлежит истребованию органами прокуратуры в Управлении ФССП России по Сахалинской области.

В части несвоевременного предоставления в городскую прокуратуру материалов дела об административном правонарушении в отношении В. считает, что не имел законных оснований предоставить указанные материалы к установленному прокурором сроку, поскольку 10-дневный срок на обжалование данного постановления к определенному прокурором сроку еще не истек. После истечения срока на обжалование постановления об административном правонарушении в отношении В. указанные материалы дела были направлены Александровск-Сахалинскому городскому прокурору с указанием о причинах задержки. Предоставленный позже указанного прокурором срока материал никому не причинил вреда и не создал угрозы причинения вреда личности, обществу или государству. Требования прокурора по предоставлению отчетов о деятельности отдела судебных приставов по Александровск-Сахалинскому району за 2007 и 2008 годы и ежедекадные представления административных материалов не состоятельны.

 

Суд, выслушав Д., городского прокурора, исследовав материалы дела, пришел к следующему.

 

Проверяя законность и обоснованность вынесенного постановления, суд основывается на требованиях ст. 30.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, а именно:

-    постановление  по делу об административном правонарушении вынесено лицом, уполномоченным выносить постановление; 

-    постановление  соответствует закону, т.е. в нем указана норма закона и указаны события правонарушения;

-    постановление  вынесено без нарушения норм процессуальных правил (т.е. административное наказание назначено в пределах, установленных законом за данное правонарушение, с учетом характера совершенного  правонарушения, личности виновного, имущественного положения, обстоятельств смягчающих и отягчающих ответственность, с разъяснением прав и обязанностей);

- постановление  соответствует цели закона, т.е. к  ответственности привлечено лицо, виновное в противоправном совершенном деянии.

 

Как следует из материалов дела начальник отдела – старший судебный пристав по Александровск-Сахалинскому району УФССП России по Сахалинской области Д. был признан мировым судьей судебного участка № 1 Александровск-Сахалинскому району Сахалинской области виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 2000 рублей.

В соответствии с ч.1, ч.5 ст.129 Конституции Российской Федерации, прокуратура Российской Федерации составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации. Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации определяются федеральным законом.

Согласно ч.1 ст.1 Федерального закона Российской Федерации от 17.01.1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее – ФЗ «О прокуратуре РФ»), прокуратура Российской Федерации – единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. Прокуратура Российской Федерации выполняет и иные функции, установленные федеральными законами.

В соответствии с ч. 2 ст. 1 ФЗ «О прокуратуре РФ» в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет:

надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года № 1316 «Вопросы Федеральной службы судебных приставов» (ред. от 23.10.2008) Федеральная служба судебных приставов (ФССП России) является федеральным органом исполнительной власти, подведомственным Минюсту России.

Согласно ч. 4 ст. 19 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах» надзор за исполнением законов при осуществлении судебными приставами своих функций в соответствии с Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации" осуществляют Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры.

14.01.2009 года в адрес начальника отдела судебных приставов по Александровск-Сахалинскому району Сахалинской области ФССП России – старшего судебного пристава Д.  за подписью Александровск-Сахалинского городского прокурора было направлено требование о предоставлении к 25.01.2009 года в адрес городской прокуратуры копий статистических отчетов о деятельности отдела судебных приставов по Александровск-Сахалинскому району за 2007 и 2008 годы, а также, о предоставлении ежедекадно к 10, 20 и 30 числу каждого месяца материалов дел об административных правонарушениях для проверки законности принятых решений.

23.01.2009 года от начальника отдела судебных поступил в городскую прокуратуру ответ, согласно которому в исполнении требования о предоставлении копий статистических отчетов от 14.01.2009 года прокурору отказано, со ссылкой на то, что статистическая отчетная информация является служебной, а предоставление сведений по требованию прокурора возможно лишь по выявленным фактам нарушений закона.

28.01.2009 года в адрес начальника отдела судебных приставов за подписью городского прокурора было направлено повторное требование о предоставлении не позднее 30.01.2009 года в адрес городской прокуратуры копий статистических отчетов о деятельности отдела судебных приставов по Александровск-Сахалинскому району. В требовании Д. предупреждался об административной ответственности, предусмотренной ст. 17.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях – невыполнение законных требований прокурора, а также ему были разъяснены положения действующего законодательства, определяющие полномочия прокурора при осуществлении надзорной деятельности изложенные выше.

30.01.2009 года от начальника отдела судебных приставов поступил в городскую прокуратуру ответ, согласно которому в исполнении требования городскому прокурору отказано повторно.

05.02.2009 года в адрес начальника отдела судебных приставов за подписью городского прокурора было направлено третье требование о предоставлении не позднее 18 часов 06.02.2009 года в адрес городской прокуратуры копий статистических отчетов о деятельности отдела судебных приставов по Александровск-Сахалинскому району по всем формам, утвержденным приказом Минюста России от 26.03.2008 года № 73. В требовании Д. вновь предупреждался об ответственности, предусмотренной  ст. 17.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях. К 18 часам 06.02.2009 года от начальника отдела судебных приставов поступил в городскую прокуратуру ответ, согласно которому в исполнении требования от 05.02.2009 года прокурору отказано в третий раз.

В силу ст. 6 ФЗ «О прокуратуре РФ» требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 22, 27, 30 и 33 настоящего Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.

Статистическая и иная информация, справки, документы и их копии, необходимые при осуществлении возложенных на органы прокуратуры функций, представляются по требованию прокурора безвозмездно.

Неисполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, а также уклонение от явки по его вызову влекут за собой установленную законом ответственность.

В соответствии с ч. 1 ст. 22 ФЗ «О прокуратуре РФ» прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе:

по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов, указанных в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;

требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений;

вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.

Согласно п. 6 приказа Генерального прокурора № 195 от 07.12.2007 года в качестве повода для прокурорских проверок предписано рассматривать материалы уголовных, гражданских, арбитражных и административных дел, результаты анализа статистики, прокурорской и правоприменительной практики, а также другие материалы, содержащие достаточные данные о нарушениях закона.

Из вышеприведенных норм действующего законодательства следует, что Александровск-Сахалинский городской прокурор предъявлял к начальнику отдела судебных приставов по Александровск-Сахалинскому району – старшему судебному приставу Д., являющемуся должностным лицом,  требования, основанные на законе, т.е. законные требования.

Доводы Д. о том, что без наличия у прокурора информации о конкретных фактах нарушения закона сотрудниками отдела судебных приставов, отсутствовали и законные основания истребования статистической информации о деятельности отдела судебных приставов по Александровск-Сахалинскому району, которая является служебной и не подлежит направлению в органы прокуратуры,  мировой суд обоснованно посчитал не основанными на законе.

Пунктом 2.5. решения коллегии прокуратуры Сахалинской области от 13.11.2008 года городскому прокурору указано о необходимости наладить поступление в Александровск-Сахалинскую городскую прокуратуру сведений о состоянии законности и преступности в Александровск-Сахалинском районе, систематически комплексно анализировать состояние законности и преступности в районе с использованием статистических и иных данных.

С учетом вышеизложенных положений ст. 6 ФЗ «О прокуратуре РФ», п. 6 приказа Генерального прокурора № 195 от 07.12.2007 года, а также решения коллегии прокуратуры Сахалинской области от 13.11.2008 года, мировой судья обоснованно  пришел к выводу о законности требования прокурора в части истребования статистической информации о деятельности отдела судебных приставов по Александровск-Сахалинскому району.

В соответствии со ст. 24.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях Генеральный прокурор Российской Федерации и назначаемые им прокуроры осуществляют в пределах своей компетенции надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением действующих на территории Российской Федерации законов при производстве по делам об административных правонарушениях, за исключением дел, находящихся в производстве суда.

В развитие указанной нормы приказом прокуратуры Сахалинской области № 45 от 03.09.2008 года и указанием прокуратуры Сахалинской области № 7-38-08 от 15.09.2008 года городским и районным прокурорам указано осуществлять проверку дел об административных правонарушениях в 10-дневный срок со дня рассмотрения контролирующими и надзорными органами дела об административном правонарушении, давая оценку законности принятых решений, соблюдения установленной законом процедуры привлечения к административной ответственности, полноты мер обеспечения производства, взыскания штрафных санкций и причиненного ущерба.

В этой связи, согласно требованию городского прокурора от 14.01.2009 года, направленному в адрес начальника отдела судебных приставов по Александровск-Сахалинскому району, от отдела судебных приставов по Александровск-Сахалинскому району требовалось ежедекадно к 10, 20 и 30 числу каждого месяца направлять в городскую прокуратуру материалы дел об административных правонарушениях для проверки законности принятых решений.

22 января 2009 года отделом судебных приставов вынесено постановление по делу об административном правонарушении в отношении В. и согласно требованию прокурора данные материалы дела подлежали направлению в прокуратуру к 30 января 2009 года.

Между тем, как установлено мировым судом, материалы дела об административном правонарушении в отношении В. для проверки законности принятого решения поступили в городскую прокуратуру лишь 04.02.2009 года, т.е. с нарушением установленного в требовании срока.

Мировой судья обоснованно отверг утверждения Д. о невозможности направления им прокурору материалов административного дела до истечения 10-дневного срока, установленного на обжалование постановления по делу об административном правонарушении, поскольку ни Кодексом об административных правонарушениях, ни иными нормативными актами не предусмотрен запрет на истребование материалов административного дела в контролирующие и надзорные органы, в частности, в органы прокуратуры.

Как установлено судом, направление дела об административном правонарушении в отношении В. до истечения 10-дневного срока не нарушало права лица, привлеченного к административной ответственности, и не препятствовало возможной подаче им жалобы в установленный законом срок.

Помимо этого, мировым судом установлено, что начальник отдела судебных приставов по Александровск-Сахалинскому району,  не явился по повестке от 09.02.09 полученной лично, о вызове в городскую прокуратуру к 16 часам 00 минут 10.02.2009 года для дачи объяснений по фактам невыполнения требований городского прокурора, изложенным выше, чем нарушил требования ст. 22 ФЗ «О прокуратуре РФ», предусматривающей право прокурора при осуществлении возложенных на него функций вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.

Ссылка Д. на ст. 51 Конституции РФ как на основание для его неявки по вызову прокурора законно признана судом несостоятельной, поскольку положение названной нормы предусматривает право лица отказаться от дачи показаний против себя самого, своего супруга и близких родственников, но не дает права уклонения от явки по законному вызову прокурора.

В соответствии с ч.2 ст.15 Конституции Российской Федерации, органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

При таких обстоятельствах мировым судьей сделан обоснованный вывод о том, что начальник отдела судебных приставов по Александровск-Сахалинскому району – старший судебный пристав Д., являющийся должностным лицом, умышленно не выполнив вышеуказанные законные требования Александровск-Сахалинского городского прокурора, совершил административное правонарушение, предусмотренное ст.17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом.

 

            При рассмотрении жалобы  суд пришел к выводу, что доказательства по данному делу собраны без нарушений и являются достоверными, обстоятельства, изложенные в постановлении соответствуют собранным по делу доказательствам, считает, что  оснований для отмены и изменения постановления не установлено, поэтому признает постановление мирового судьи судебного участка № 1 Александровск-Сахалинского района Сахалинской области Макеевой Я.Н. от  13.03.2009 года  законным и обоснованным, а апелляционную жалобу  не состоятельной.

 

 

опубликовано 23.03.2010 08:02 (МСК), изменено 04.03.2011 08:16 (МСК)